Материалы

С сегодняшнего дня в силу вступают поправки в четвертую часть ГК РФ. Изменения введут географические указания (ГУ) – средство индивидуализации, уже давно известное зарубежным предпринимателям и юристам, но пока не существовавшее в России.

Как говорит нам новенькая ч. 1 ст. 1516 ГК РФ:

«географическим указанием, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара). На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара».

Итого сразу видно несколько признаков географических указаний.

Происхождение с территории географического объекта.

Географическим объектом может являться как маленький населённый пункт (Новое Девяткино), так и крупный объект (Санкт-Петербург, Ленобласть, Россия), как окрестности реки или озера (Байкал), так и равнина или хребет (Саяны).

Определенное качество, репутация или другие характеристики.

Товар должен иметь какие-либо особенности. Это может быть цвет, вкус, запах, продолжительный срок годности или что-то другое.

Связь характеристик с географическим происхождением.

Помимо того, что товар должен быть уникальным, отличаться своими характеристиками от аналогичных, эти отличия должны быть обусловлены особенностями географического происхождения.

Так, во всем мире известны французское шампанское, кубинские сигары и швейцарские часы. Во многом они приобрели свою известность благодаря уникальным особенностям, высокому качеству и особенному вкусу. Эти уникальные особенности зависят от культуры и способов производства в этих местах. При этом абсолютной неповторимости таких характеристик не требуется. Отличить два дорогих сорта вин (Chateau Lafite и Château Mouton) сможет только сомелье или истинный любитель, однако вкус каждого из них может быть связан с местом выращивания винограда.

Одна из стадий производства, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара, должна осуществляться на территории географического объекта. Это и создаёт указанную связь. Однако, что важно, вся логистика и производственная цепочка вовсе не должны проходить в одном месте. Например, сырье может быть привезено со всей страны, но переработка и контроль качества проходят именно на территории географического объекта.

Если ваш товар обладает указанными характеристиками, поздравляем вас с открывшейся возможностью зарегистрировать географическое указание и защитить своё положение на рынке.

Теперь, зная эти признаки, нам будет легко отделить географические указания от других похожих средств индивидуализации.

1) Указание о происхождении

Указание о происхождении - это самый простой способ выделить свой товар среди аналогичных. Вы просто прикрепляете этикетку или иным образом сообщаете, что товар «Made in …»/«Сделано в…».

У указаний о происхождении есть всего лишь один из четырёх признаков – это происхождение с территории географического объекта.

В международном поле они регулируются Мадридским соглашением о борьбе с ложными и вводящими в заблуждение указаниями о происхождении (указателями источников) товаров 1891 года и статьей 10 Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года.

При попытке импорта товаров с ложными указаниями они должны быть арестованы на таможне.

Это довольно простая вещь, которую может использовать любой производитель. Указание на то, что бренд происходит с территории Италии может дать преимущество на рынке, но, очевидно, не монопольное положение. Помимо этого, сегодня потребители больше внимания уделяют бренду (например, Nike), а не стране, где был сделан товар (например, Индонезия).

2) Наименование места происхождения товара (НМПТ)

Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, включающее такое наименование или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На территории данного географического объекта должны осуществляться все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара. (ч.2 ст.1516 ГК РФ в новой редакции)

НМПТ у нас уже давно, однако из-за сложности в регистрации это не самое распространённое средство защиты. В России есть более 240 НМПТ. Белевская пастила, русская водка, астраханские арбузы, вологодское масло – только некоторые из них. 

Исходя из определения, легко выделить три отличия НМПТ и ГУ. НМПТ должно стать известным в ходе его использования. Все стадии, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара, должны проходить на территории географического объекта (для ГУ достаточно одной, но существенной). И главное – связь характеристик с географическим объектом: уникальные свойства должны исключительно определяться характерными природными условиями и (или) людскими факторами. По сути, НМПТ – это вид географического указания. Доказать право на регистрацию НМПТ сложнее, но и охрана предоставляется более существенная.

3) Товарный знак

Спутать географическое указание с товарным знаком очень проблематично, так как у товарного знака нет ни одного из признаков ГУ.

Самое важное, что нужно понимать касательно географических указаний, это то, что они не «принадлежат» исключительно правообладателю, который их зарегистрировал. Такой правообладатель является лишь инициатором регистрации, однако если кто-то ещё захочет производить такой же товар по той же технологии (или уже производит), он может получить свидетельство и получить право на уже созданное ГУ.

С товарным знаком такое не прокатит – нужно договариваться о лицензии с правообладателем, который первый обозначил свои права на желаемый бренд. С ГУ такое в принципе невозможно – лицензионные договоры и договоры отчуждения не допускаются вовсе.

Хотя есть и схожие моменты. При процедуре регистрации, которая также проходит в Роспатенте, ведомство очень внимательно проверяет подаваемое ГУ на похожие основания для отказа. А если третье лицо нарушает ваше ГУ, вы можете взыскать до 5 миллионов рублей компенсации и потребовать уничтожения контрафакта.

4) Коллективный знак

Коллективный знак – это товарный знак (ТЗ), который регистрируется на объединение или ассоциацию производителей, предназначенный для обозначения товаров с едиными характеристиками.

Как и право на использование ГУ, право на использование коллективного знака нельзя передавать другим лицам.

Ассоциация, регистрирующая такой знак, должна прописать ответственность для участников ассоциации за нарушение правил использования знака (например, использование в отношении некачественного товара) и порядок контроля и выявления таких нарушений.

Самое главное отличие от ГУ здесь в том, что ассоциация вправе сама определять свой состав и, соответственно, определять лиц, которые вправе использовать коллективный знак. В отношении ГУ лицам не требуется договариваться о вступлении в какую-либо организацию и, как бы ни возражали обладатели ГУ, достаточно доказать своё право Роспатенту.

Что также важно – коллективные знаки необязательно должны быть привязаны к какому-либо географическому объекту (хотя зачастую это так).

5) Знак соответствия (сертификационный знак)

ГУ безусловно отличается от знаков соответствия, однако их функции довольно похожи.

Во-первых, такой знак может и не иметь никакой привязки к географии производства.

Во-вторых, в отличие от коллективных знаков получить право на использование сертификационного знака может любое лицо – достаточно пройти процедуру сертификации у владельца такого знака. Для этого нужно будет также доказать соответствие установленным характеристикам.

Получается, что проверкой и контролем качества занимается не государство в лице своих органов (как в случае с ГУ), а частное лицо, владеющее сертификационным знаком.

Сертификационные знаки регулируются нашим ГК как обычные товарные знаки. Например, знак Российского экспортного центра. 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

1) Помимо основных признаков географического указания, есть четыре НЕЛЬЗЯ, с которыми мы столкнёмся при регистрации.

- НЕЛЬЗЯ регистрировать вошедшие во всеобщее употребление ГУ, которые более не связываются с местом их производства. Например, Одеколо́н (eau de Cologne, вода из Кёльна).

- НЕЛЬЗЯ регистрировать ГУ, которые будут вводить потребителей в заблуждение. В том числе, если ГУ сходно или тождественно существующему товарному знаку или если ГУ представляет собой название сорта растения или породы животного.

- НЕЛЬЗЯ регистрировать в качестве ГУ обозначения, которые уже зарегистрированы в отношении этих товаров как ГУ или НМПТ.

- НЕЛЬЗЯ регистрировать ГУ в отношении товаров, производство и характеристики которых не соответствуют законодательству и ГОСТам.

Это все возможные препятствия. Если их в конкретном случае нет, то пора приступать к регистрации.

2) Зарегистрировать в России иностранное ГУ можно только тем лицам, которые обладают соответствующим исключительным правом в стране происхождения товара.

3) Срок действия ГУ составляет 10 лет (как у ТЗ), по истечении которых будет необходимо продлевать своё право по специальной процедуре. Хотя он не вечен – например, если обнаружится, что уникальные особенности товара исчезли.

4) Если после регистрации ГУ, правообладатель будет систематически нарушать способ производства товара или его товары будут полностью не соответствовать заявленным характеристикам – его исключительное право будет прекращено.

5) Можно зарегистрировать товарный знак, включив туда ГУ в качестве неохраняемого элемента (если у вас есть право на использование этого ГУ). Однако, если вы потеряете такое право, то и знак может быть отменён по заявлению заинтересованных лиц.

6) ГУ нельзя зарегистрировать в отношении услуг.

Это решение российского законодателя. Международными договорами, регулирующим ГУ, является Соглашение ТРИПС и Женевский акт Лиссабонского соглашения о НМПТ и ГУ. Оба также предполагают, что ГУ защищает товары («good»).

Это, однако, по мнению ВТО, не запрещает национальным законодателям распространять действие ГУ на услуги. При этом, если в стране происхождения есть такая опция, то такое ГУ получит охрану в отношении услуг и за рубежом. Например, зарегистрировать ГУ в отношении услуг можно в Швейцарии, Латвии, Эстонии и Хорватии. Это, правда, никак не поможет обойти национальный запрет для внутренних географических объектов.

Так что это не ошибка в переводе (как иногда бывает), на международное законодательство сослаться не получится.

7) Глобальная система регистрации географических указаний уже есть. Сейчас в ней 30 участников, в том числе Европейский Союз с 26 февраля 2020 года. Сейчас там 1136 записей. Россия пока не является членом Лиссабонского соглашения, однако Минэкономразвития и Роспатент уже готовят документы для вступления. А сама возможность зарегистрировать своё ГУ в других юрисдикциях уже предусмотрена в ст.1534 (в новой редакции).

8) Пробел в законодательстве?

Чтобы географическое указание возникло в реестре, должен найтись смельчак, который докажет Роспатенту, что в определённой области действительно производят уникальные товары. Далеко не всегда это будет просто, особенно для не самой известной продукции. Скорее всего, это будет означать траты на представителей, пошлины и относительно долгий процесс.

В то же время другие предприниматели уже смогут идти по протоптанной дорожке и, заплатив пошлину и доказав, что производят то же самое, получат столько же правовой охраны.

Выглядит не до конца справедливо. Однако первопроходцы выигрывают в другом моменте.

Именно первый заявитель устанавливает в заявке, какие уникальные характеристики товара зависят от определённого региона. Регистрируя ГУ в отношении определённого перечня товаров, можно указать именно те особенности, которыми выделяется твой товар (с соблюдением общих правил). В отличие от НМПТ вся обязанность по доказыванию лежит на первопроходце, представлять справки от профильных ведомств вовсе не нужно. При это очевидно, что эта характеристика всё ещё должна находиться во взаимосвязи с географическим объектом.

Предприниматели, которые придут позже, чьи товары также имеют географически обусловленные фишки, ничего не смогут сделать – новое ГУ в отношении тех же товаров зарегистрировать не получится, а под существующее их товар не подходит. Более того, оспорить регистрацию первопроходца так просто не получится – Роспатент всё сделал правильно. Он увидел, что заявка проходит по всем условиям, и зарегистрировал. Смотреть и исследовать другие товары в этой области он не обязан.

Спасти таких замешкавшихся предпринимателей сможет только грамотная судебная практика. Хотя в отсутствие злоупотреблений правом и попыток ограничить конкуренцию со стороны первопроходца, вероятность положительного судебного исхода может быть мала.

 

Список источников
  • https://claims.ru
Метки:
/Бренд
/Новый закон
/Географические указания